Казахстанцы уходят в онлайн: как меняются рынок электронной торговли и законы

Доля электронной торговли растет
По данным Бюро нацстатистики, доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли в 2023 году составила 12,7%, что на 0,2 процентного пункта выше показателя предыдущего года. Из этого объема 79,7% пришлось на маркетплейсы.
— В целом рынок электронной коммерции развивается динамично, и по оперативным данным, собранным с торговых площадок, к концу 2024 года объем электронной коммерции составил около 3 трлн тенге, рост +33 процента (+0,8 трлн тенге), а доля электронной коммерции составила около 14%, — сообщает министерство.
Согласно данным Бюро нацстатистики, в 2024 году объем рынка розничной электронной коммерции в Казахстане с учетом маркетплейсов составил 3156,4 млрд тенге, из них оборот розничной торговли через платформу электронной коммерции (маркетплейсы) составил 2679,8 млрд тенге (84,9%), предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров через собственный Интернет-ресурс — 476,5 млрд тенге (15,1%).
Наиболее популярные категории товаров на маркетплейсах в 2024 году:
-
телефоны и гаджеты — 27,4%,
-
бытовая техника — 13,3%,
-
одежда, обувь и спортивные товары — 10,3%,
-
компьютеры, ноутбуки, программное обеспечение, компьютерные товары — 5,7%.
Наибольшую долю среди услуг, оказанных через маркетплейсы, заняли:
-
услуги по перевозке грузов — 29,5%,
-
услуги по перевозке пассажиров — 29,4%,
-
услуги по бронированию мест на транспорт — 25%.
Средний чек на розничные товары, приобретенные через маркетплейсы, составил 17 572 тенге, на услуги — 3 274 тенге.