Алматы. 16 апреля. 7kun.kz - В чем только не обвиняли Ripple – и в том, что его курс раздут искусственно, потому как сам токен почти не применяется в реальном банковском секторе, и в том, что он слишком централизован, передает телеграм канал Coin Post.
Сейчас позиции скептиков дошли даже до гипотезы, что токен XRP централизован настолько, что не может считаться криптовалютой, являясь, по сути, активом, «ценной бумагой» в цифровой форме. Так ли это и есть ли разница?
Для чего нужен Ripple?
Надо отметить, что Ripple в принципе создавался не как «еще одна криптовалюта» на волне бума интереса к ним, а как решение практических проблем мирового банковского сектора. В частности – медленности транзакций и постоянно растущих комиссий на международные переводы. В то время, как в стандартных платежных системах стоимость одной транзакции может достигать $10, использование технологии Ripple снижает ее до нескольких центов. Это стало залогом неослабевающего интереса к этому токену и его блокчейну со стороны как крупных финансовых организаций, так и рыночных инвесторов, в конце прошлого года приведшего XRP на третью строчку рейтинга капитализации криптовалют.
Токен XRP активно рос, подпитываемый новостями о все новых успешных партнерствах с платежными системами и банками, решившимися задействовать сеть Ripple для своих нужд. За короткое время рост составил с $0,30 до $4. Однако в начале 2018 года его захватил общий нисходящий тренд, все еще оказывающий влияние на рынок криптовалют, потерявший больше половины своей капитализации за первый квартал. Ситуация не улучшила и критика, обрушившаяся на стартап после публикации ряда исследований о централизованной природе XRP.
Дополнительным фактором падения токена стал судебный процесс между Ripple Labs и блокчейн-консорциумом R3, с которым ранее стартап находился в партнерских отношениях. Поводом для претензии стало невыполнение R3 взятых на себя обязательств о предоставление доступа к консорциуму банковских учреждений и способствовании популяризации Ripple среди участников сообщества, в то время как Ripple Labs подписали опционный контракт, давший R3 право на покупку 5 млрд токенов XRP по цене $0,0085 за единицу. Поняв, что заключили невыгодную сделку, Ripple Labs расторгли опционный контракт в одностороннем порядке, в ответ на что R3 подала против стартапа иск о нарушении договора и возмещении упущенной прибыли. Впрочем, надо отметить, что доказательная база стартапа гораздо прочнее, так что шансы на победу в этом юридическом противостоянии у R3 довольно низки. Разбирательство по этому делу уже близится к своему логическому завершению – судьбу дела совсем скоро решит суд Нью-Йорка.
Так или иначе, падение курса токена не отменяет ожиданий инвесторов на повторение ралли прошлого года. Позитивное решение суда по затянувшемуся вопросу может существенно подтолкнуть XRP вверх, а все новые и новые случаи внедрения систем и решений Ripple в международные переводы солидных организаций рано или поздно дадут свои плоды.
Так что там с централизацией?
Надо отметить, что по поводу децентрализации токенов сломано немало копий. Многие инвесторы, особенно из поздних, не видят большой проблемы в централизованности, более того, склонны считать такие токены более надежными и эффективными, поскольку «есть с кого спросить». Однако старожилы криптоиндустрии с возмущением реагируют на засилье централизованных токенов, приводя в качестве образцовой централизованной системы Интернет – единый управляющий орган отсутствует, а информация распространяется свободно и открыто.
В настоящее время количество криптовалют, действующих по самым разным принципам, выросло настолько, что изначальное значение самого слова «криптовалюта», как и слова «централизация» начало размываться и дробиться на множество разных версий.
Сама компания Ripple Labs, базирующаяся в Сан-Франциско, предпочитает использовать термин «цифровой актив». И в этом есть некое лукавство, поскольку в индустрии нет единого принятого определения такого рода монетам, но такое определение дает свободу маневра для собственного позиционирования и диспута с критиками.
«Я не называю это криптовалютой. XRP – это не валюта», – заявил исполнительный директор компании Брэд Гарлингхаус на февральской конференции Yahoo Finance.
Сами разработчики признают, что XRP централизован несколько больше, чем им самим бы того хотелось, и построен совершенно по другому принципу, нежели биткоин. Но даже если XRP не является криптовалютой в строгом смысле этого слова, это не значит, что его нельзя рассматривать через призму тех проблем и вопросов, которые свойственны этой сфере, для понимания его ключевых особенностей.
Часто используемый аргумент противников компании – мнение о том, что токен не привнес в криптоэкономику ничего нового, не имеет собственного практического применения в качестве валюты и просто удачно оседлал волну интереса к зарождающейся индустрии, создав ажиотаж вокруг пустышки. Так ли это – сказать сложно, все-таки Ripple как блокчейн активно используется крупными банками и внедряется в совершенно реальные проекты и системы. В исследовании крупной криптобиржи Bitmex также отмечается, что Ripple отбирает узлы, проверяющие транзакции, единолично составляя собственный Список уникальных узлов, в то время как в блокчейнах Bitcoin, Ethereum и пр. такими правами обладает любой пользователь с установленным ПО.
Также необходимо добавить, что Ripple владеет 60 миллиардами токенов XRP из 100 миллиардов когда-либо могущих быть созданными токенов. Это ли не централизация?
Однако у разработчиков имеются свои контр-аргументы в пользу текущего устройства их блокчейн-сети. Они настаивают, что XRP по многим параметрам лучше традиционных криптовалют: за счет в том числе своей централизации, он быстрее, лучше масштабируется, не требует больших энергозатрат для майнинга (в отличие от алгоритма PoW сети биткоина). Кроме того, главный руководитель отдела рынков Ripple Кори Джонсон заявляет, что XRP обладает и «внутренней ценностью», в отличие от прочих, «не серьезных» валют и активов. Что же до централизации – со временем команда намеревается преодолеть и этот барьер, задача по децентрализации токена уже поставлена перед разработчиками и внесена в дорожную карту компании. А технический директор стартапа Штефан Томас в свое время поведал, что в будущем XRP станет даже более децентрализованным, чем биткоин, поскольку разработчики постоянно добавляют новые функции и дорабатывают технологию. Первый шаг к этому уже был сделан, когда компания открыла исходный код своего продукта.
Является ли XRP ценной бумагой?
«Мы абсолютно точно НЕ ценная бумага. Мы не отвечаем стандартам безопасности, основанной на истории судебного права», – категорично заявил главный рыночный стратег Ripple Кори Джонсон в интервью CNBC, комментируя предположение, что Ripple было отказано в листинге на популярной криптобирже Coinbase из-за вопросов о статусе токена. Слухи о возможном добавлении XRP на эту площадку в свое время изрядно подогрели курс токена, однако, увы, оказались несколько преждевременными.
«Хотя токен не является подтверждением владения акциями Ripple, тесная связь с компанией вызывает опасения, что органы посчитают XRP ценной бумагой», – говорится в публикации Bloomberg, в которой неизвестный источник издания высказал предположение, что именно это стало причиной провала попыток Ripple вывести свой актив на крупные биржи.
Вопрос вновь актуализировался в свете дискуссии о применимости законов США о ценных бумагах к криптовалютам. Комиссия США по ценным бумагам и биржам (SEC) пришла к выводу, что действующие законы вполне применяются к токенам, а также выпустила десятки уточнений и рекомендаций по организации продажи новых цифровых монет (ICO).
При этом надо заметить, что биткоин и ethereum, будучи двумя самыми крупными цифровыми валютами по капитализации, как правило, к ценным бумагам не относят. Прямо сейчас на Coinbase торгуется четыре монеты: Bitcoin (BTC), его ответвление Bitcoin Cash (BCH), Ethereum (ETH) и Litecoin. В конце ноября прошлого года число пользователей этой биржи достигло 13 миллионов, и трейдеры имели основания надеяться, что добавление в листинг Coinbase новой криптовалюты привлечет на нее новых покупателей.
По словам Кори Джонсона, Ripple действительно рассматривал возможность добавление своей криптовалюты в листинг американской криптобиржи, однако вопрос о статусе XRP в переговорах никогда не ставился.
«Coinbase никогда не поднимала вопрос о том, является ли XRP ценной бумагой, в наших с ними дискуссиях о листинге XRP», – подчеркнул Джонсон. «Мы на 100% уверены, что его нельзя расценивать в этом качестве. Мы не отвечаем стандартам».
Представитель Coinbase также подтвердил, что не обсуждал правовой статус токена с Ripple, и все их разговоры, которые так и не привели к листингу монеты, вращались вокруг общих критериев для добавления новых активов и политики компании, обновленной в марте этого года.
Тем не менее, критики компании уверены, что SEC определит токен XRP как ценную бумагу, таким образом поставив крест на дальнейших усилиях по выводу его на биржи в качестве криптовалюты, поскольку начальный запуск и распространение этого «цифрового актива» по сути является вариантом ICO (т.н. airdrop).
Впрочем, с точки зрения остальных пользователей, вопрос о вмешательстве SEC не так уж актуален, поскольку котировки XRP, как показывает практика, слабо коррелируют с успешностью бизнеса Ripple, хотя спрос на него со стороны банковских корпораций, безусловно, идут на пользу активу. В этом году многие корпорации уже начали использовать все три продукта компании: xRapid, xCurrent и xVia. Несмотря на позицию скептиков, пророчащих Ripple неудачу в попытках наладить сотрудничество с большинством крупных банковских учреждений, продукты компании продолжают распространяться по миру, и в какой-то момент «троянский конь» XRP обрушится на финансовую систему, сделав востребованными как решения на его основе, так и сам токен.
Сейчас и в дальнейшем у платформы стоит ясная задача: делать финансовые продукты быстрее и дешевле. Если это сработает, стоимость XRP может вырасти в разы, уверен главный криптограф Ripple Дэвид Шварц. А вывод на биржи – лишь вишенка на этом торте, в сущности, не настолько обязательная.
Похожие материалы
Олжас Бектенов провел заседание Совета директоров Kazakh Invest
- 11 желтоқсан, 2024