Пробелы в нормативно-правовой базе, регулирующей процесс приватизации, были выявлены ВАП в рамках аудита эффективности политики государства в данной сфере.
Об этом неоднократно заявлял Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своих публичных выступлениях. В частности, на расширенном заседании Правительства РК в феврале текущего года он указал, что реализация приватизационных планов сталкивается с одними и теми же проблемами.
«Потому что все эти планы формировались по списочному принципу, безанализа необходимости отчуждения, без определения четких условий приватизации. В свободном доступе отсутствует детальная информация по выставленным на приватизацию предприятиям. Не в полной мере регламентирован и выбор способа приватизации, что создает коррупционные риски», — отметил Президент РК.
Так, госаудит выявил, что существовавшие условия позволяли применять разные подходы и методы при оценке схожих объектов приватизации, не способствовали достаточному информационному освещению предстоящих торгов, ограничивали максимальный размер гарантийного взноса на уровне 30 тыс. МРП.
"Вместе с тем не был предусмотрен порядок распоряжения невостребованными гарантийными взносами, имелись неотрегулированные положения и потенциальные коррупционные риски, а также другие недостатки. В этой связи по итогам аудита Министерству финансов РК поручалось подготовить необходимые изменения и дополнения в Правила продажи объектов приватизации, которые были утверждены еще в 2011 году. В результате они внесены постановлением Правительства РК от 26 октября текущего года", - говорится в сообщении.Теперь закреплено, что вносимый гарантийный взнос для участия в торгах составляет 15% от начальной цены объекта приватизации.
После публикации извещения о проведении торгов на портале реестра госимущества продавец дополнительно должен оповестить свою аудиторию через имеющийся интернет-ресурс или соцсети.
Все действия с гарантийным взносом, включая разблокировку и возврат, осуществляются единым оператором торгов посредством электронного кошелька пользователя.
Единый оператор при этом не может использовать поступающие на специальный транзитный счет гарантийные взносы, так как они не признаются собственными активами.