Редакция: +7 (777) 242 5522
Присоединяйтесь:

Безопасность на борту: меры предпринимаемые в отношении деструктивных пассажиров

Безопасность на борту: меры предпринимаемые в отношении деструктивных пассажиров

На встрече с журналистами в Алматы представители авиакомпании Air Astana рассказали о четырех уровнях деструктивного поведения пассажиров: Уровень І - нарушение дисциплины (нецензурная речь, угрозы, нарушение правил безопасности, курение); Уровень ІІ -  физическая угроза (устные угрозы о физической расправе, и т.д.); Уровень ІІІ - угроза жизни людей (угроза применения оружия, применение физической силы); Уровень IV - попытка или фактическое проникновение в пилотскую кабину  и захват воздушного судна (а также серьезные телесные повреждения и т.д.).

"У нас самый распространенный вид первый уровень. 35 процентов правонарушения – это курение на борту (118 случаев в 2016 году). Курят в туалете, были попытки покурить и в салоне самолета, обычно это были пассажиры в нетрезвом состоянии. К наиболее частым также относится оскорбление экипажа. Оскорбляют не только членов экипажа, но и рядом сидящих пассажиров. Количество нарушений второго типа в 2016 году составило 23 случая. До Уровня три и четыре - не доходило", - отметила старший менеджер по управлению рисками безопасности полетов "Эйр Астана" Галия Тулепбергенова.

Курение, словесное оскорбление, неподчинение инструкциям безопасности, физическая угроза и использование мобильного телефона - вот самые частые правонарушения на борту самолетов авиакомпании. Деструктивное поведение на борту может привести к угрозе безопасности пассажиров и экипажа, к материальному ущербу авиакомпании из-за незапланированных посадок и нарушения расписания полетов.

Самыми «курящими» оказались рейсы в Тбилиси. А вот скандалистами и дебоширами славятся авиасообщения Алматы – Москва, Алматы – Дубай и Алматы – Анталия. Из внутренних рейсов больше всего нарушителей среди летящих из Алматы в Астану и Атырау и Шымкент. Сопутствующим фактором конфликтов в 40% является алкоголь. Но в последние годы количество его потребления на борту снижается и повышение культуры его приёма приводит к сокращению проблемных ситуаций.

С 2008 года по май 2017-го на рейсах «Эйр Астаны» зафиксировано более 3614 случаев нарушения правил поведения пассажирами на борту. Если говорить о 2017 годе, то с января по май произошло 140 таких случаев. На каждые 1000 полётов компании ежегодно приходится 8 деструктивных пассажиров. Показатель довольно высокий, учитывая, что среднемировой показатель равен 2 пассажирам на 1000 полётов в год.

В Казахстане за нарушение правил поведения - невыполнение распоряжений командира воздушного судна предусмотрен штраф в 3 МРП, пользование сотовой связью на борту не в режиме "полет" – 5 МРП. Создание ситуации, угрожающей безопасности полета - 200 МРП или арест до 15 суток. Мелкое хулиганство – 10 МРП или арест до 10 суток. Курение на борту, за которое ранее назначался штраф в 3 МРП, в этом году приравнено к ситуациям, угрожающим безопасности полёта и карается штрафом в 200 МРП или арестом до 15 суток.

При этом старший юрист «Эйр Астана» Шухрат Изизов считает, что действующее законодательство предусматривает достаточно мягкое наказание за нарушение некоторых правил поведения и безопасности.

«В основном штраф по нарушениям составляет 3 МРП – и это незначительная сумма. Многие пассажиры, зная, что им ничего не грозит, ведут себя деструктивно», - отметил он.

В качестве примера он привёл размещение багажа, которое может нанести травму пассажирам. За нарушение этих правил, по словам Изизова, наказание должно быть более существенным – должны быть увеличены штрафы или осуществляться арест.

В случае нарушения порядка на борту, бортпроводники передают пассажиру письмо-предупреждение и стараются урегулировать конфликт мирным путём.

По словам инструктора по безопасности Air Astana Даурена Патсаева, недовольные пассажиры есть на каждом рейсе.

"Кому-то что-то не досталось, кто-то уже зашёл на борт в плохом настроении. Наша задача сделать так, чтобы сгладить конфликт на словах. Самая крайняя мера – это задержание пассажира, связывание его и обездвиживание в кресле. В Air Astana с 2011 года было всего 11 случаев, когда связывали пассажиров на борту", – рассказал Патсаев.

Если пассажир допустил правонарушение, за которое полагается административная или уголовная ответственность, экипаж заполняет необходимые документы и передает пассажира в линейный отдел полиции в аэропорту прилёта. Если пассажир продолжает представлять высокий риск безопасности полётов, командир может принять решение произвести вынужденную посадку.

Деструктивное поведение, по словам Сергея Халдеева, менеджера центра оперативного управления полётами «Эйр Астана», может проявиться и до того, как самолёт покинет аэропорт. Как правило, это оборачивается задержками рейса, продолжительность которых может составлять от 5 до 60 минут.

«В среднем из-за деструктивного поведения у нас происходит 40 задержек рейсов в год. Если говорить о времени, на одну задержку рейса у нас уходит от 30 до 20 минут. А Снятие пассажира с рейса влечёт за собой повторный досмотр пассажиров и, как следствие, задержку рейса. Затраты на незапланированную посадку для высадки и передачи недисциплинированного пассажира полиции варьируются от 10 000 до 200 000 долларов", – рассказал Сергей Халдеев.

В качестве меры борьбы с деструктивным поведением авиакомпания «Эйр Астана» ввела список особого контроля, в который на сегодняшний день включены 22 пассажира. За такими пассажирами устанавливается особый надзор во время их последующих перелетов, а также им вручается письмо-предупреждение о том, что в случае повторного правонарушения авиакомпания может отказать им в перевозке.

В свою очередь вице-президент "Эйр Астаны" Ербол Оспанов отметил необходимость внедрения черного списка, который позволит не допускать пассажиров, нарушающих правила, на борт самолета.
"На данный момент законодательство нам этого не позволяет. В международной практике это существует. Сейчас, если я ударю проводника, я оплачу штраф и следующим рейсом буду смотреть на него нагло и ухмыляться, и мы обязаны принять такого пассажира. Поэтому нужно внесение таких изменений, есть международная практика, ее надо применять", - заявил Оспанов.

Решение о внесении или исключении из серого списка принимает целая комиссия. Причём исключить из него могут только по прошествии трёх лет либо после 12 полётов пассажира без происшествий.

Напомним, деструктивным поведением на борту ранее "прославился" алматинец Максат Усенов. Это произошло 15 июня 2017 года. По словам пассажиров, он вел себя вызывающе, весь полет пытался задирать соседей, упрашивал стюардесс покурить, отказался пристегиваться и поднимать спинку кресла. MK

Похожие материалы