Алматы. 12 апреля. 7kun.kz - Будущее, в котором большинство отраслей так или иначе задействуют блокчейн, уже наступает. Одно из наиболее перспективных направлений для внедрения технологии распределённых реестров – логистика, передает телеграм канал Coin Post.
Технология блокчейн неостановимо проникает почти во все сферы человеческой деятельности, связанные с хранением данных. Одной из таких областей, в которой блокчейн предрекают большое будущее, является логистика. Порой приходится слышать, что именно управление цепочками поставок является одной из глобальных задач, для которых блокчейн и основанные на нём, смарт-контракты являются «прорывными» решениями. Давайте разберёмся, так ли это, какие проблемы современной логистики блокчейн-технология может решить, а какие – нет, а также каковы препятствия на пути её внедрения в этой области и есть ли какие-то негативные побочные эффекты, которые могут проявиться в результате этого внедрения.
Проблемы и решения
Давайте взглянем правде в глаза – современная логистика становится всё более и более сложным процессом. Для производства современной высокотехнологичной продукции необходимы многие тысячи различных компонентов. Цепочки поставок часто состоят из множества этапов, проходящих во множестве точек на карте мира. С ростом сложности закономерно растёт и уязвимость к ошибкам и недобросовестному поведению. При этом компаниям уже недостаточно владеть информацией о том, что уже случилось, им нужно понимать, что происходит с поставками в реальном времени. А ещё всё это сопровождается документами. Накладные, договоры, сертификаты, таможенные декларации и прочее отнимают массу времени и ресурсов. Да и потребители становятся всё более искушенными и требуют индивидуального подхода, что никак не упрощает ситуацию. Итак, какие же из ныне существующих проблем способны помочь решить блокчейн-технологии?
При внедрении блокчейн-технологий в цепочку поставок ситуация меняется следующим образом:
- каждый участник цепочки имеет доступ к отслеживанию всех операций с товаром через блокчейн;
- события и сопровождающие документы отслеживаются в реальном времени;
- при этом ни один из участников не может добавлять, изменять или удалять записи без согласия со стороны остальных участников.
Таким образом, первое, что мы получаем – это прозрачность, которая, в свою очередь, даёт сразу несколько преимуществ. Для аудиторов она означает ускорение и упрощение работы, а также возможность предоставления более детализированных отчетов с большим количеством полезной информации. Клиентам она даст уверенность в том, что продукт подлинный, и, как следствие, повысит их доверие и лояльность. Вся цепочка при этом становится защищённой от разнообразных вариантов нелегальной деятельности, начиная от подделки товара и контрабанды и заканчивая похищением товара с помощью поддельных документов. Кроме того, побочным эффектом должно стать резкое сокращение числа и длительности судебных разбирательств между участниками цепочки и сопутствующих им расходов.
В свою очередь, отслеживание ситуации в реальном времени позволит участникам быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства и улучшить своевременность поставок. А обратная связь от потребителей в режиме реального времени позволит участникам цепи поставок более эффективно анализировать свою работу и улучшать её. Кроме того, использование смарт-контрактов значительно снизит расходы времени и ресурсов на обработку документов и при этом снизит уязвимость всей системы к ошибкам. А возможность автоматических платежей при выполнении условий смарт- контракта ускорит оборот средств, что будет особенно полезно для небольших поставщиков и перевозчиков, которые в настоящий момент вынуждены нести дополнительные расходы из-за отсрочек платежа. Причём в совокупности с общим снижением расходов, благодаря внедрению блокчейн и смарт-контрактов, это снизит для мелких компаний порог для входа на рынок, что повысит его конкурентность.
Не волшебная таблетка
Рассмотрение преимуществ, которые несёт с собой переход логистики на блокчейн-рельсы, может создать впечатление, что данные технологии являются своего рода «палочкой-выручалочкой», способной решить любые проблемы, но, увы, это не так. Блокчейн не предохранит товары от порчи, а грузовик, перевозящий их – от аварии. Смарт-контракты не избавят юристов от необходимости соблюдать внимательность при заключении договоров. Равным образом, необходимость оптимизации маршрутов перевозок и финансовых затрат также никуда не денется.
Палки в колесе прогресса
При этом, как это часто бывает с новыми технологиями, внедрение блокчейна в сферу логистики встречает ряд сложностей. Так, довольно серьезно сказывается отсутствие единых стандартов, из-за которого каждой компании, пытающейся перевести логистику на блокчейн, приходится разрабатывать собственные стандарты, собственный блокчейн, а также все соответствующие приложения и интерфейсы, что далеко не каждой компании по плечу.
Другим немаловажным препятствием является пока ещё недостаточная осведомлённость участников рынка о преимуществах этой технологии. Согласно результатам исследований, проведенных в 2017 г. Американским центром производительности и качества (APQC) и Digital Supply Chain Institute (DSCI), только 1% из опрошенных организаций использует блокчейн в своих логистических цепочках, и лишь 35% изучают его возможности.
Ещё одно препятствие, прямо вытекающее из первых двух – негативное влияние так называемого сетевого эффекта. Полезность блокчейн напрямую зависит от количества участников сети. Соответственно, при малом количестве участников выгоды от присоединения к сети не столь очевидны, что и тормозит распространение технологии на раннем этапе.
Нельзя не отметить и существующий в данный момент дефицит блокчейн-специалистов, который тормозит развитие и продвижение данной технологии в целом. Впрочем, решение данной проблемы – лишь вопрос времени. На данный момент уже немало высших учебных заведений по всему миру внедрили курс блокчейн в свою учебную программу, предвидя рост спроса на специалистов этой отрасли в обозримом времени. Кроме того, стоит упомянуть об одном негативном эффекте, о котором часто вспоминают, когда речь заходит о внедрении новых технологий, а именно – о сокращении рабочих мест. Перевод логистики на блокчейн потенциально способен лишить работы многих людей, так или иначе занятых в сопутствующем документообороте. Но необходимо заметить, что оборотной стороной этого станет высвобождение рабочих рук, в данный момент занятых непроизводительной и неэффективной деятельностью. Не стоит забывать также о создании дополнительных рабочих мест специалистов по блокчейн и смарт-контрактам.
Что есть сейчас
Какие же конкретные кейсы по внедрению блокчейн в логистику можно упомянуть? Перечислить их все в рамках данной статьи не представляется возможным, но начать, пожалуй, стоит с датского морского грузоперевозчика Maersk, который в 2017 г. в сотрудничестве с IBM запустил блокчейн-проект по транспортировке грузов из Европы в США, а в этом году начал разработку торговой блокчейн-платформы для глобальной логистической индустрии.
Ещё один гигант, американский Walmart, последовательно внедряет блокчейн в свою логистику. Так, ещё в октябре 2016 г., компания начала сотрудничать с IBM для цифрового отслеживания поставок свинины из Китая, а позже решила распространить подобную практику на другие виды продуктов. Не остановившись на этом, она запатентовала «умные посылки», использующие блокчейн-технологию.
Различные подразделения китайского гиганта онлайн-торговли Alibaba также объявили о переводе своих трансграничных поставок на блокчейн-технологию. Украинская логистическая онлайн-платформа A2B Direct ещё летом прошлого года объявила о внедрении блокчейн в свой механизм управления поставками.
Наконец, к интегрированию блокчейн-технологии в свои операции приступила одна из крупнейших логистических компаний мира – американская FedEx. Хотя технология блокчейн и не является панацеей от всех бед логистической индустрии, всё большее её распространение в этой сфере – не просто следование моде. Предоставляемая ею прозрачность и защищённость от несанкционированного доступа делают её весьма многообещающим инструментом управления цепочками поставок. Её разумное внедрение способно решить многие из актуальных проблем современной логистики и дать немало дополнительных преимуществ дальновидным компаниям, готовым развиваться в этом направлении.
Похожие материалы
Более 13 тыс. казахстанцам назначена специальная социальная выплата
- 26 желтоқсан, 2024
Правительственная комиссия расследует причины авиакатастрофы вблизи Актау
- 26 желтоқсан, 2024