Алматы. 22 мая. 7kun.kz - Отчет был подготовлен в рамках мандата по обеспечению финансовой стабильности, передает пресс-служба Нацбанка.
Финансовые регуляторы и центральные банки более чем шестидесяти стран публикуют отчеты по финансовой стабильности. Первые отчеты появились на рубеже столетия. В них раскрывается информация о здоровье банковских и платежных систем, они раскрывают информацию о структуре финансовых систем, тенденциях в их развитии, их устойчивости. Об этом сегодня рассказал Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев на презентации отчета о финансовой стабильности Казахстана за 2015-2017 гг., которая прошла сегодня в г.Алматы.
Он отметил, что для аналитиков, участников рынка и академических исследователей Отчет могут стать полезным инструментом в понимании эволюции банковской системы. Для регуляторов, Отчет является платформой для того, чтобы объяснить свои опасения и мотивировать свои действия для широкой публики.
«В Казахстане, первый такой отчет был опубликован в декабре 2006 года. Тогда же было создано подразделение по финансовой стабильности, которое в последствие стало департаментом финансовой стабильности. С тех пор, Национальный банк ежегодно публиковал Отчет по финансовой стабильности. В последний раз мы публиковали отчет по финансовой стабильности в марте 2016 года. Он покрывал события 2014 года», - прокомментировал Д.Акишев.
Глава Национального Банка Казахстана рассказал, что отчет по финансовой стабильности предназначен для того, чтобы своевременно выявлять риски, предупреждать их, анализировать их причины, предпринимать шаги по минимизации их последствий. «Это совсем нетривиальная задача, но от того, как хорошо мы умеем ее решать зависит насколько мы сможем сократить потери от финансового кризиса, потенциал и качество экономического роста, уровень жизней миллионов граждан. На практике любая финансовая системы испытывает множество рисков. Какие-то из них – значительные, даже критические, другие – менее существенные. С какими-то рисками мы научились работать. К каким-то рискам мы еще не знаем, как подступиться, как их измерить. А о каких-то рисках мы только догадываемся и не придумали им еще названия»,- сказал Д.Акишев.
В заключении он отметил, что все эти риски невозможно описать и объять в одном отчете. Отчет не достигнет свой цели, если в нём содержится слишком много несущественных рисков. Ложная тревога отвлекает ресурсы от решения более существенных проблем. Чтобы отчет достиг своей цели при его подготовке очень важно определить приоритеты. И здесь – как и вообще в надзоре – многое зависит от суждения и видения регулятора.
В отчете проведен анализ рисков, реализовавшихся за три прошедших года, и выявлены наиболее существенные риски для системы на сегодняшний день. Такой анализ необходим для того, чтобы в будущем снизить риски и не допускать подобных потерь. Об этом сегодня рассказал Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев на презентации отчета о финансовой стабильности Казахстана за 2015-2017 гг., которая прошла сегодня в г.Алматы.
«В этом отчете мы пересматриваем некоторые наши подходы к финансовой стабильности. Это относится в равной мере, как к макроэкономической политике, так и к политике финансового регулирования», - сказал Д.Акишев.
Он отметил, что Национальный Банк Казахстана не единственный центральный банк, который встал перед необходимостью проведения системного пересмотра своей роли в экономической политике, в финансовом развитии, в механизмах надзора и урегулирования. После глобального финансового кризиса происходила постепенная смена парадигмы в нескольких сферах финансовой деятельности, а не только в центральных банках.
«Через восемь лет после глобального кризиса международные организации по стандартам финансовой отчетности изменили подходы к оценке финансовых инструментов. Произошло сближение регуляторных методов оценки ожидаемых потерь со стандартами финансовой отчетности. Все более очевидными становятся риски, связанные с олигополизацией института независимых аудиторов, но очевидного эффективного решения пока еще не нашли», - рассказал Д.Акишев.
Он добавил, что вместе с повесткой дня менялась и лучшая практика по отчетам о финансовой стабильности. Они стали уделять больше внимания специфике страны, специфике рисков, стали более сфокусированными. В других странах эволюция отчетов пошла по пути учащения их публикации и создания дополнительных публикаций по финансовой стабильности.
«Эффективные действия регулятора возможны только при полном понимании проблем финансовой системы. В Казахстане эта задача осложнялась тем, что мы привычные методы оценки кредитных рисков и качества банковских активов перестали быть информативными и полезными. В таких случаях уместно включить в анализ не только регулируемые финансовые организации, в тех точках, где риски проявились, но и другие части финансовой системы, включая систему отчетности и регулирования. Нам пришлось пересмотреть не только пруденциальный инструментарий, но и принципы формирования отчетности о состоянии банка», - подытожил Д.Акишев.
Он добавил, что макроэкономическая политика стала более гибкой и устойчивой по отношению к внешним шокам. Для Казахстана, одним из важнейших рисков для банковской системы и всей экономики были риски, связанные с фиксированным обменным курсом.
Д.Акишев отметил, что переход на плавающий обменный курс в 2015 году снизил уязвимость экономики к внешним шокам, повысил гибкость макроэкономической политики, восстановил доверие к тенге, снизил долларизацию, открыл возможности для управления процентными ставками и для инфляционного таргетирования. Отчет показывает объективную необходимость гибкого обменного курса и риски финансовой стабильности, связанные с фиксированным курсом.
Под финансовой стабильностью понимается стабильное предоставление качественных финансовых услуг населению и организациям, тех услуг, которые оправдывают существование финансового сектора. Банки направляют сбережения вкладчиков в инвестиции, осуществляют платежные услуги. Страховые компании перераспределяют и агрегируют риск. Брокеры и управляющие компании позволяют населению инвестировать в конкретные компании через инструменты финансового рынка. Об этом сегодня рассказал Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев на презентации отчета о финансовой стабильности Казахстана за 2015-2017 гг., которая прошла сегодня в г.Алматы.
Он отметил, что задачей финансовой стабильности не является исключение или минимизация риска дефолта банка. «Задача заключается в том, чтобы выявлять системные риски и вообще риски, которые могут существенно ослабить способность финансовой системы предоставлять ключевые финансовые услуги, и предпринимать действия для снижения этих рисков. Действия регулятора по повышению устойчивости системы должны быть эффективными, чтобы не нарушить ее способность обслуживать реальный сектор», - рассказал Д.Акишев.
По его словам, без механизмов рыночной дисциплины и действенного надзора, финансовые организации склонны принимать на себя чрезмерные, неоправданные риски, принимать решения, которые не соответствуют общественным задачам. Это ведет к злоупотреблению долговым рычагом. Рост задолженности позволяет временно увеличить спрос, но также может привести к потере устойчивости системы, финансовым кризисам, непродуктивному использованию труда и капитала, потере экономической стоимости и общественных ресурсов.
Чтобы это не произошло на уровне экономики, Национальный Банк применяет макропруденциальные инструменты и проводит денежно-кредитную политику с учетом макроэкономических рисков.
«Национальный Банк также должен применять надзорные меры к банкам, чтобы не допустить присутствия несостоятельных банков на рынке, не позволить безответственным банкам подвергать риску деньги вкладчиков. В этом направлении мы проводим микропруденциальную реформу – чтобы иметь возможность своевременно выявить такие плохие банки, изолировать их от здоровой банковской системы. Для этого нам как регулятору необходимо иметь право на надзорное суждение, а также нам нужно иметь доступ к данным, чтобы построить статистически достоверные модели кредитного риска и сделать наше суждение обоснованным и мотивированным», - прокомментировал Д.Акишев.
Он добавил, что глобальный финансовый кризис показал, что у финансовых регуляторов во всем мире не было инструментов и правовых возможностей для того, чтобы принудительно закрывать несостоятельные финансовые организации упорядоченным образом, не создавая рисков для здоровых финансовых организаций и с минимальным риском переноса банковских потерь на карман налогоплательщика.
«Это только наиболее яркие примеры того, что анализируется в Отчете и что является необходимым элементом обеспечения финансовой стабильности. Но самое главное, мы сейчас все лучше понимаем, что финансовая стабильность не сводится к спасению проблемных банков путем предоставления им фондирования. Она требует создания системы для распределения ответственности, рисков и информации, при которой акционеры и квалифицированные кредиторы несут ответственность за потери банков, а регуляторные институты является ее неразрывной частью», - резюмировал глава Национального Банка Казахстана.
В заключении он сказал, что регуляторные реформы, которые сейчас осуществляет Национальный Банк Казахстана, позволят ответить на вызовы, с которыми мы столкнулись в прошедшие годы. «Финансовая система динамична и постоянно приспосабливается к новым условиям, в том числе, к новому регуляторному механизму. Чтобы сделать ее способной выстоять против будущих вызовов, режим регулирования и люди, которые его применяют, должны быть не менее динамичными и адаптивными», - подытожил Д.Акишев.