До этого года в течение 2012-2016 годов доходы такси от перевозок пассажиров планомерно увеличивались.
В секторе пассажирских перевозок такси в этом году сложилась парадоксальная ситуация - официальные таксопарки отчитываются о сокращении доходов от основной деятельности, в то время как число перевезенных пассажиров этим видом транспорта продолжает увеличиваться.
В частности, доходы от перевозки такси пассажиров за 10 месяцев 2017 года составили 1,2 млрд тенге, впервые сократившись с 2012 года. По сравнению с суммой, заработанной за аналогичный период прошлого года, доходы уменьшились на 29,6%, или на 498,7 млн тенге.
Отметим, что в последний раз доходы в секторе сокращались в 2011 году, а в течение 2012-2016 годов выручка от перевозки пассажиров такси перманентно росла.
Официально декларируемое падение доходов служб такси происходит на фоне роста самих перевозок в секторе, причем достаточно резкого. Так, за 10 месяцев в этом году такси перевезли порядка 3,6 млрд человек. Это на 10,1%, или на 326,3 млн человек больше, чем за аналогичный период 2016 года. Напомним, что год назад годовой прирост пассажироперевозок такси составил всего 2,9%.
Примечательно, что спрос на услуги такси в РК в этом году увеличивается, в то время как объем перевозок пассажиров автобусами показывает хоть и небольшое, но сокращение - за январь-октябрь было перевезено на 0,7%, или на 99,8 млн человек меньше, чем год назад.
При этом, несмотря на указанное сокращение перевозок автобусами пассажиров, доходы в секторе в этом году выросли сразу на 12%.
Конкуренция в секторе перевозок такси нарастает, и не последнюю роль в этом играют онлайн-сервисы вызова такси, такие как Uber, Яндекс.Такси, InDriver и пр., чьи бизнес-процессы отличаются от работы классической службы такси с собственным автопарком. Традиционные участники рынка пытаются увеличить свои преимущества тем или иным способом. Например, на прошедшей 04 декабря 2017 года встрече в Национальной палате предпринимателей "Атамекен" в Астане представители Ассоциации транспортников Астаны озвучили предложение внедрить в столице специальные номера для официальных такси. По задумке авторов идеи, спецномера дадут право беспрепятственного доступа к стоянкам такси в аэропорту, железнодорожных вокзалах, госучреждениях и проезда по Bus Lane.
Примечательно, что эта идея озвучивалась еще в прошлом году как средство борьбы с нелегальными частными извозчиками.