Дефицит мест в школьном образовании обострился. Если в 2015 году нехватка составляла 39,9 тысяч мест, сократившись на 60% к показателю 2010 года, то за 2016 год количество недостающих мест возросло до 55,2 тысяч*. Причиной чему стало резкое увеличение числа прибывших первоклассников на 370 тыс. детей или +10% к 2015 году.
С другой стороны, на рост дефицита также влияет ежегодное сокращение количества общеобразовательных школ в РК. Ежегодно число школ в стране сокращается на 1%, и на конец 2016 года количество школ в стране составило 7,37 тысяч единиц. Данный показатель также отражает уменьшение числа аварийных школ, который сократился с 93 до 37 единиц, составив тем самым 0,5% от общего количества школ страны.
При этом число компетентных педагогов в школах увеличивается. Количество учителей с высшей и первой категорией выросло с 49,8% в 2015 году до 50,7% в 2016 году. Наивысший показатель в Павлодарской области (58%), в Астане (57%) и в Алматы (56%). Тем временем наименьший показатель отмечен в Мангистауской (44%), ЮКО (45%) и Актюбинской (45%) областях.
Сфера школьного образования - один из главных пунктов текущей повестки дня социальной политики государства.
На строительство школ взамен аварийных, ликвидацию трехместных школ и на увеличение мест в дошкольных и школьных учреждениях за 2015-2016 учебном году было выделено 107,1 млрд тенге, что почти в 2,5 раза больше средств предыдущего года (2015 год – 44,1 млрд тенге, 2016 год – 63 млрд тенге). Согласно госпрограмме развития образования и науки (ГПРОН), к концу текущего года школы в аварийном состоянии будут полностью ликвидированы.
В 2016 году было начато массовое внедрение цифрового контроля образования. Так на сегодняшний день 98% школ по всей стране имеют доступ к интернету. А также в 4 тысячах школ внедрен электронный дневник «Күнделік». В результате ввода в 2016 году повторной сдачи ЕНТ, дополнительно 17 тыс. детей получили доступ к высшему образованию.