В АФК отметили, что в настоящее время этот документ находится на рассмотрении в мажилисе, а также готовится заключение для правительства. По их прогнозам, к июню 2018 года документ по переходу к риск-ориентированному надзору будет утвержден. Нацбанк также надеется, что он будет одобрен в I полугодии 2018 года.
"Изначально проект состоял из таблицы в 868 страниц (затронуты семь кодексов и 20 законов), куда вошли поправки касательно либерализации рынка ценных бумаг и страховой деятельности", - уточнили в ассоциации.
По информации АФК, осенью прошлого года была создана рабочая группа из представителей банков. С сентября 2017 года по февраль 2018 года было проведено 33 заседания с участием представителей Нацбанка. При этом в ассоциации отметили, что первоначальная редакция проекта несла значительное число рисков для сектора.
Однако в ассоциации отметили, что профучастникам удалось доработать указанные неоднозначные трактовки и нормы, несущие необоснованную ответственность и неадекватные риски.
В АФК привели различия между редакциями:И.о. председателя совета (АФК) Юлия Якупбаева оценила проделанную работу и озвучила позицию банков в отношении данного закона.
"Нормы, которые сегодня вносятся, очень тяжелые для банковского сектора. Мы их неоднократно обсуждали. И действительно у Нацбанка уже сегодня значительно больше арсенал возможностей чем у любых других регуляторов. Вместе с этим есть определенные поручения со стороны главы государства. Поэтому мы в рамках рабочей группы вместе с Нацибанком провели более 30 консультаций, обсуждений. В результате намного более жесткая редакция была на наш взгляд улучшена, появились какие-то правила игры", - подчеркнула она.
Якупбаева отметила, что первая редакция о риск-ориентированном надзоре была абсолютно размытая – в нем не было прописано четких целей.
"Кроме того, отсутствовала процедура проекта согласования мотивированного суждения с финансовой организацией и механизм его апелляции. Также у регулятора был иммунитет за незаконное суждение, приведшее к убытку, и право требования потребовать от банка замены аудиторской организации. Сейчас мы договорились, что установлена возможность апелляции банка, установлены конкретные сроки для этой апелляции, туда будет приглашаться финансовый институт на всех этапах. То есть мы согласны, что происходит серьезное ужесточение регулирования, но в принципе правила игры стали более понятными", - подчеркнула она.
В то же время генеральный директор "SAS Казахстан" Андрей Суставов в целом оценил переход Казахстана к новому надзору. Он считает, что такой надзор несет позитивные моменты для финансовых организаций.
"Перемены служат своего рода маркером оздоровления банковской системы. Если раньше первостепенной задачей было привести ее в некое стабильное состояние, то теперь можно сделать переход от реактивного реагирования на то и дело возникающие проблемы к их прогнозированию. Такой подход сделает контроль сбалансированным и позволит избежать повторения ситуаций, когда объем токсичных кредитов угрожал обвалом всей финансовой сфере", - настроен оптимистично собеседник LS.
Однако Суставов заметил, что на плечи Нацбанка ложится серьезная ответственность."Полномочия у регулятора резко возрастают, и успех внедрения зависит и от того, насколько планомерным будет этот процесс, и от выбора санкций по отношению к нарушителям, и от отношения самих банков к нововведениям, и от их готовности внедрять передовые решения автоматизированной аналитики, которые при риск-ориентированном надзоре превращаются в инструменты первой необходимости", - добавил генеральный директор "SAS Казахстан".
В целом собеседник напомнил, что особенность нового режима риск-ориентированного режима заключается в том, что в его основе лежит не реактивный подход, когда меры принимаются уже постфактум, а предиктивный – когда нежелательные события предсказываются с помощью инструментов автоматизированной аналитики.
"Если говорить об опыте ближайших соседей, то определенный успех достигнут в России – процесс внедрения еще идет, но уже существует ряд нормативных документов, которые могут послужить ориентиром. Еще раньше процесс перехода начался в странах Евросоюза, а в 2012 году, когда были выпущены рекомендации ФАТФ (FATF - the Financial Action Task Force) по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, он стал одним из центральных элементов контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере", - отметил он.
Резюмируя, Суставов у Казахстана есть определенное преимущество, так как есть наработанный опыт в других странах.
"У каждой страны специфика своя, но наличие конкретных успешных кейсов позволяет опираться на них при создании методик и минимизировать количество проб и ошибок", - добавил он.