Алматы. 15 марта. 7kun.kz - Все чаще звучат разговоры о «мыльном пузыре» и о скором крахе не только биткоина, но и отрасли цифровых валют в целом, передает телеграм канал Coin Post.
Перспективы биткоина действительно выглядят не столь радужно, как раньше, но относится ли это и к другим криптовалютам?
Сейчас поводов для таких сожалений о нереализованных возможностях стало еще больше. В декабре биткоин потерял в один день сразу 15% от достигнутого ранее ценового рекорда в $20 000 и продолжил свое движение вниз к рубежу в $15 000.
Январь начался с обвала этой же криптовалюты и сейчас, в середине марта, биткоин торгуется по цене чуть выше $10 000. Скептики заговорили в связи с этим о «мыльном пузыре» и о ближайшем полном крахе не только всей самой известной сейчас криптовалюты, но и отрасли цифровых валют в целом. Перспективы биткоина действительно выглядят не столь радужно, как раньше, но значит ли это, что под удар поставлена сама идея криптоиндустрии?
Причины обвала
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах произошедшей коррекции. Локальный «спусковой крючок», о котором много говорили в прессе, конечно же, имеет значение: обвал последовал после предостережения денежно-кредитного управления Сингапура о рисках, связанных с инвестициями в ICO и криптовалюты.
Однако есть и гораздо более глубокая, фундаментальная причина: наблюдается ослабление спроса на биткоин среди массовых непрофессиональных вкладчиков в период отсутствия притока компетентных игроков, включая институциональных инвесторов.
Практически все, кто хотел вложиться в криптовалюту, предвкушая легкие деньги и не понимая сути явления — уже в рынке. На стоимость биткоина давит и тот факт, что несколько квалифицированных крупных инвесторов, например, Эмиль Ольденбург и Роджер Вер, применили принцип Натана Ротшильда, который на вопрос о причинах своего финансового успеха на бирже как-то ответил, что он никогда не покупает по самым низким ценам и всегда продает слишком рано.
Что еще смущает инвесторов? Во-первых, чтобы лежащая в основе биткоина конструкция сохраняла свою работоспособность, темпы майнинга должны все более возрастать, в то время как сами эти вычисления становятся все сложнее и сложнее.
Осталось «добыть» 9 млн монет из фиксированного объема в 21 млн, и, проводя аналогией с добычей полезных ископаемых, можно сказать, что самые легкие, верхние золотоносные пласты уже разработаны. Чем сложнее добыча, тем выше себестоимость — различные ухищрения вроде воровства электроэнергии у соседей по дому через домовую электросеть, или же подключение недобросовестных работников к системе энергоснабжения предприятия (как это недавно сделал программист в аэропорту Внуково) уже не работают.
В дело вступают целые майнинговые фермы, запитанные от мощных гидроэлектростанций Китая. Сама технология майнинга предполагает больший расход энергии. И год от года объем электроэнергии, потребляемой этой индустрии, растет, пусть данные и прогнозы по конкретным цифрам существенно разнятся.
Все возрастающая сложность майнинговых вычислений, лежащая в основе финансовой модели биткоина, негативно отражается на скорости транзакций, которые проходят очень низкими темпами — до 4,5 часов для операций с биткоином, при том что обычные платежные системы позволяют делать такие переводы моментально.
Во-вторых, очень много претензий высказывается по отношению к анонимности пользователей биткоина. Спецслужбы многих стран справедливо полагают, что эта криптовалюта — настоящая находка для тех, кто хочет отмыть полученные преступным путем средства.
Больше не нужно покупать «белые бизнесы», вести сложную двойную бухгалтерию, выстраивать сложные платежные цепочки и пользоваться услугами оффшорных компаний — инвестор вкладывается в биткоин, который гарантирует анонимность пользователей, и исчезает из поля зрения как финансового регулятора, так и правоохранительных органов. Именно эта анонимность и смущает сейчас финансовые инстанции во многих странах.
И, наконец, финальная проблема состоит в том, что биткоин очень сложно внедрить в традиционные финансовые системы.
Посредством биткоина сейчас нельзя осуществить операции, требующие долгосрочного финансового планирования. Из-за волатильности курса им не выплатишь пенсии, в нем не возьмешь кредит. Сроки проведения операций с биткоином настолько длительны, что не соответствуют самому главному критерию — удобства для пользователя.
Банковские платежи через, например, Apple Wallet, моментальны, а в онлайн-банкинге перевод занимает считанные секунды. Биткоину же, напротив, требуется на многие операции несколько часов, в ходе которых компьютеры в разных частях планеты, объединенные в общую сеть, должны совершить ряд сложных вычислений и выдать общий результат.
Криптобудущее
Однако значит ли, что криптовалюты в целом ожидает неминуемый крах, и вся эта индустрия не имеет перспектив для развития? Конечно же, нет. Технология блокчейна — распределенного и защищенного от фальсификации хранения данных — активно развивается во всем мире и во многих отраслях, включая не только финансы, но и энергетику и промышленность.
Пока по всему миру будет продолжаться все более победное шествие блокчейна, будут распространяться и совершенствоваться криптовалюты — одни из важнейших его производных.
Из-за разговоров о крахе биткоина, из фокуса общественного мнения исчезает очевидный факт: биткоин — не единственная криптовалюта на рынке, но коррекции вниз подвергся только его курс. Аналоги биткоина, чувствуют себя на рынке вполне уверенно, а если их курс и подвергается коррекции, то не настолько сильно — по той причине, что многие из них, используя схожие с биткоином принципы и технологии, в то же время лишены его самых серьезных изъянов.
Когда ажиотаж вокруг биткоина пройдет, они могут привлечь гораздо больше внимания инвесторов, чем это происходит сейчас. И тогда, в будущем, мы увидим, как на мировом финансовом рынке криптовалюты первого поколения сменяются на криптовалюты второго поколения — усовершенствованные денежные средства, в которых устранены основные технологические недостатки их предшественников.
Какими будут альткоины?
Что объединяет эти криптовалюты? Во первых, для многих из них не требуется майнинг— а значит, исчезает громоздкая и неповоротливая система, поддержание работоспособности которой требует все новых энергоресурсов и вовлечения в «добычу» криптовалюты все новых участников.
Это плохая, но очень закономерная новость для тех, кто купил дорогие современные видеокарты в расчете на добычу биткоинов.
Вторая такая черта — высокая степень проводимых транзакций при одновременной низкой стоимости: в отличие от биткоина, пользователи таких систем могут не ждать часами, пока отправленные средства дойдут до получателя. При этом новое поколение криптовалют сохраняет то же преимущество перед традиционными платежными системами, что и биткоин: они позволяют произвести перевод на суммы в миллионы долларов за минимальную комиссию в несколько центов.
И последняя, и не менее важная основная особенность криптовалют нового поколения состоит в том, что расчеты между участниками таких систем осуществляются только на основе уникальной цифровой подписи. Таким образом, отменяется принцип анонимности, и вместе с ним уходят в прошлое претензии к криптовалютам со стороны регуляторов и правоохранителей.Есть надежда, что криптовалюты будут интегрированы в финансовые системы как на национальном, так и на глобальном уровнях и будут применяться в качестве расчетного средства.
Появление новых платежных средств на рынке криптовалют побуждает смотреть на скачки стоимости биткоина вполне спокойно — если, конечно, вы не инвестировали в эту криптовалюту значительные денежные средства. Даже если биткоин, судя по некоторым признакам, вскоре подойдет к своему закату, эра криптовалют только начинается. Инвестировать в криптовалюты стоит — но только в те, которые обладают перечисленными выше признаками принадлежности к их новому, усовершенствованному «второму» поколению.