Евразийский банк, вокруг которого судятся акционеры, сократил прибыль почти вдвое

Сократились одновременно и процентный, и комиссионный доходы банка. Первый упал на треть (32,8%) – или на 30 млрд тенге – до 61,7 млрд тенге. Второй продемонстрировал еще большее падение – на 39,7% (минус 4,1 млрд тенге) – до 6,3 млрд тенге. Убыток от операций с финансовыми инструментами составил 9,8 млрд тенге, тогда как в первом полугодии прошлого года была прибыль в 336 млн тенге.
При этом банк сократил расходы на персонал на 2,9 млрд тенге, но увеличил общие и административные расходы на 1,1 млрд тенге – до 11 млрд тенге.
Активы банка с начала года сократились на 139 млрд тенге – до 2,994 трлн тенге. Обязательства также снизились на 139 млрд тенге – до 2,6 трлн тенге. Капитал составил 403,6 млрд тенге, уменьшившись на 1,2 млрд тенге.
Материнской компанией Евразийского банка является «Евразийская финансовая компания». Она, в свою очередь, принадлежит по 33,3% акций на каждого покойному Александру Машкевичу, Патоху Шодиеву и вдове погибшего в 2021 году Алиджана Ибрагимова – Мукадасхан.
Казахстанские бизнесмены Патох Шодиев и Александр Машкевич разошлись во взглядах с семьей Ибрагимовых по поводу продажи «Евразийской финансовой компании». Сын Алиджана Ибрагимова Шухратвыступил против продажи активов, в то время как два других бизнесмена рассматривали предложение. Шухрату Ибрагимову удалось добиться отмены сразу четырех внеочередных общих собраний акционеров ЕФК в марте и апреле 2025 года.
В течение последних месяцев между владельцами ЕФК продолжаются судебные споры. Шухрат Ибрагимов подал в суд на ЕФК, чтобы признать решение совета директоров (что именно он решил, неизвестно) от 2 июня 2025 года. В свою очередь Патох Шодиев и сама ЕФК обращались в суд, чтобы добиться обратного – признать его недействительным. К спору также подключилась Муниса Шодиева. Алматинский суд принял ее иск и объединил все обращения Ибрагимова и Шодиева в одно производство.