Редакция: +7 (777) 242 5522
Присоединяйтесь:

Как столице выдержать поток внутренней миграции?

Как столице выдержать поток внутренней миграции?

Сегодня в центре внимания Казахстана находится План по развитию Агломерации Астаны на 2024-2028 годы, разработанный в ответ на вызовы, связанные с внутренней миграцией в столицу. Обсуждения о необходимости борьбы с проблемами, свойственными неукротимому росту городской среды, как в Алматы, так и в Астане, обострились после пандемии. Министр труда и социальной защиты населения РК, Тамара Дуйсенова, предложила ограничить миграцию в столицу.

По данным статистики, с 2018 по 2023 год население Астаны увеличилось на 32,6%, достигнув 1,4 млн человек. За последний год численность горожан возросла на 75,6 тыс. человек, что составляет 5,6% роста — показатель, сопоставимый лишь с тем, что наблюдается в Алматы. Такие данные приводят аналитики Еnergyprom.kz.

Численность населения Акмолинской области, входящей в состав Агломерации Астаны, остается стабильной. Например, за 2022 год население области составило 788 тыс. человек, что лишь на 10 человек больше по сравнению с предыдущим годом. Парламентские депутаты от партии Respublica указывают на несоответствие между юридической регистрацией и фактическим местом проживания граждан, что ведет к недостаточности медицинских, пожарных и правоохранительных услуг, а также к перегрузке центров обслуживания населения.

Астана превзошла Алматы по числу прибывших, с миграционным сальдо в 102,9 тыс. человек за 2022 год. Из них каждый пятый приехал из Акмолинской области, а значительную часть составили жители южных регионов.

В Акмолинской области не наблюдается значительного притока мигрантов, а миграционное сальдо остается отрицательным. Однако 12,7 тыс. жителей столицы переехали в область прошлом году, часто выбирая коттеджные поселки недалеко от Астаны, что свидетельствует о постепенном формировании агломерации.

Эксперты считают Астану наиболее привлекательным местом для переезда, обещая работу, образование, медицинское обслуживание и культурные возможности. По оценкам Центра развития трудовых ресурсов РК, к 2029 году население столицы может увеличиться на 36%, достигнув 1,9 млн человек, а к 2050 году — до 3,5 млн человек.

Без учета внутренней миграции, население Астаны к 2050 году составило бы всего 1,9 млн человек, что показывает значительную роль миграционного прироста, который в итоге составит 47,5% от общего числа жителей столицы к середине века.

Перед лицом этих вызовов возникает вопрос: смогут ли власти разработать и реализовать градостроительную стратегию, позволяющую избежать серьезных коммунальных проблем в будущем? По Комплексному плану развития Астанинской агломерации на 2024–2028 годы становится сложно судить. Ведь, несмотря на острую необходимость решения существующих проблем, представленный план кажется не в полной мере охватывающим все аспекты городской жизни, оставляя без внимания некоторые критические моменты.

Основная претензия к документу заключается в отсутствии конкретных мер по упорядочению градостроительного процесса. Так, вопросы, связанные с застройкой, которые приводят к социальным и инфраструктурным проблемам, не находят своего отражения в плане. Например, не предусмотрена разработка генерального плана и детальных планов развития, а также необходимость синхронизации планов развития Астаны и Акмолинской области.

Однако, важно отметить, что в план включен значительный перечень инфраструктурных проектов, связанных со строительством и ремонтом дорог, системами освещения, водоснабжения и канализации, на общую сумму 1,5 трлн тенге. После рассмотрения в Министерстве национальной экономики, объем финансирования и количество мероприятий были уменьшены.

В плане предусмотрено создание нескольких образовательных и медицинских учреждений, но критики отмечают, что это лишь малая часть необходимых мер. Более того, в процессе согласования с центральными госорганами, некоторые важные мероприятия были исключены из-за отказа в финансировании.

Финансирование плана, по заявлению Министерства национальной экономики, составит 1,1 трлн тенге, при этом значительная часть средств предполагается привлечь от частного бизнеса в виде инвестиций. Впрочем, остается вопрос, насколько эффективно будут реализованы эти проекты, учитывая текущий уровень внимания к проблемам урбанизации и миграции.

Похожие материалы