Эксперт пояснил, что на базу блокчейна к этому периоду перейдет 10% всего мирового ВВП. И в Казахстане, учитывая интерес государственных и частных компаний к данной технологии эти показатели должны быть на уровне общемировых.
Ламсков отметил, что проекты в госсекторе, которые могут сказаться на ежедневной деятельности, в том числе для упрощения документооборота, являются наиболее перспективными сферами для переноса на базу блокчейна.
"Упрощение ручной проверки подлинности документов сотрудниками офиса может быть сведено до одного клика мышкой, как это было сделано в Южном Тироли (автономная область Италии). Такие проекты закладывают возможность и создание основ будущего использования блокчейн в госуправлении", - объяснил собеседник LS.
Он добавил, что перспективными для Казахстана областями применения блокчейн-технологии также могут стать электроэнергетика, водоснабжение и другие сервисы. К примеру, по словам Ламскова, в Австралии в пилотном режиме запустили работу первой в мире биржи по покупке-продаже солнечной энергии. Через нее множество домохозяйств с солнечными панелями объединяются в цепочку электростанций, которые в случае необходимости не ищут сами источник энергии, а перекладывают это на плечи биржи. Она в случае недостатка энергии автоматически "перебрасывает" найденные поблизости излишки в нужном направлении за определенную плату. У Казахстана, по его мнению, есть все возможности перенять и развить этот опыт.
Кроме того, Ламсков отметил, что новая технология может пригодиться в логистике, в управлении цифровыми активами на производстве, в банковской сфере, в органах государственной власти.
"В Казахстане мы уже работаем над пилотным проектом по использованию блокчейна с одним из партнеров из транспортной сферы. Технология поможет создать доверенный документооборот в не доверенной среде с большим количеством участников и без центрального администратора. Вообще перевести в блокчейн можно практически любую децентрализованную систему хранения данных, а в первую очередь это имеет смысл делать в системах с большим количеством случайных или намеренных ошибок", - заявил собеседник LS.
По вопросу финансирования Ламсков отметил, что различные подходы к блокчейн требуют разных вложений и зависят от реализации в части алгоритма консенсуса.
"Так или иначе любая криптография и децентрализация требует надежных партнеров, достаточный уровень безопасности, что влечет существенные инвестиции. В свою очередь повышение доверия к операциям всегда приводит к увеличению деловой активности. В данном случае блокчейн открывает возможности для эффективной работы таких перспективных технологий как интернет вещей. Соответственно, начинают появляться как новые решения в традиционных направлениях, так и в целом новые отрасли. Для государства появляется и новая налоговая база в успешном бизнесе. Измеримые показатели экономического эффекта можно получить уже в ближайшее время", - объяснил представитель компании.
Ламсков добавил, что во время переноса баз данных на технологию блокчейн Казахстану нужно определить, где это оправданно и будет иметь положительный экономический и социальный эффект.
"Помимо этого, нужно понимать, что как и любая другая технология, блокчейн имеет ряд технических недостатков. Поэтому необходим анализ на предмет существенности в каждом конкретном проекте. А также требуется тщательная экспертиза и участие в проектах специалистов, имеющих опыт построения успешных и работающих блокчейн-решений в других странах", - заключил Ламсков.