Налоговый альянс заявил о системных рисках нового Налогового кодекса для МСБ
Сегодня в Астане прошла пресс-конференция, посвящённая обсуждению норм проекта нового Налогового кодекса. Организатором мероприятия выступил Налоговый альянс.
В числе спикеров предприниматель, член Налогового альянса Жанар Сулейменова, председатель правления Казахстанской ассоциации налоговых консультантов, член Налогового альянса Сакен Карин, предприниматель в фармацевтической отрасли Самат Исабаев, а также другие представители бизнес-сообщества.
Участники пресс-конференции представили анализ норм проекта нового Налогового кодекса, предусматривающих запрет на налоговые вычеты при операциях между плательщиками специального налогового режима (СНР) и общеустановленного режима (ОУР). По мнению экспертов Налогового альянса, данные положения создают серьёзные угрозы для малого и среднего бизнеса и всей формальной экономики.
Эксперты подчеркнули, что запрет на вычеты ставит под удар порядка 400 тысяч субъектов МСБ, работающих на упрощённом режиме, что составляет около 40% всех действующих предпринимателей на упрощёнке. Кроме того, негативное влияние распространяется на более чем 155 тысяч компаний на ОУР, которые выстраивают с малым бизнесом производственные, торговые и сервисные цепочки.
За 400 тысячами предпринимателей, применяющих упрощённый режим, стоят 968 тысяч наёмных работников, официально занятых в секторе МСБ. В совокупности последствия предлагаемых норм напрямую затрагивают не менее 1,36 млн экономически активных граждан - предпринимателей и их сотрудников.
Налоговый альянс заявил, что отдельные положения проекта Налогового кодекса противоречат базовым правовым принципам, искажают экономические стимулы и создают системные риски для формального сектора экономики. В частности, речь идёт о запрете на вычеты при взаимодействии плательщиков ОУР с контрагентами, применяющими СНР на основе упрощённой декларации (пункт 16 статьи 286 «Затраты, не подлежащие вычету»), а также об ограничении одновременного использования СНР на упрощёнке для ИП и ТОО (подпункты 2), 3) и 4) пункта 2 статьи 723).
Жанар Сулейменова отметила, что сама норма о запрете на вычеты является неправомерной по своей сути. По её словам, если норма изначально нарушает базовые принципы права, обсуждение целей её введения теряет смысл.
«В правовом государстве сначала проверяется соответствие базовым принципам права, и лишь затем целесообразность. Норма, нарушающая принцип нейтральности, равенство субъектов и правовую определённость, не может быть оправдана никакими фискальными мотивами», — подчеркнула она.
Эксперты также указали на отложенные, но более глубокие последствия предлагаемых изменений. Среди них разрыв контрактов, уход малого бизнеса в альтернативные режимы, дробление компаний, сокращение инвестиций и снижение доверия к налоговой системе. По мнению участников Альянса, даже последующая отмена спорных норм не сможет компенсировать нанесённый экономике ущерб.
В этой связи Налоговый альянс предложил отказаться от поспешного введения запрета, использовать адресные инструменты контроля и вернуться к обсуждению альтернативных решений. В числе возможных подходов дифференцированные механизмы регулирования B2B-операций и открытый диалог с бизнесом и обществом без подрыва инвестиционного климата и устойчивости экономики.
Сакен Карин заявил о необходимости скорейшего пересмотра принятых положений и восстановления права на налоговый вычет по расходам на приобретение товаров, работ и услуг у налогоплательщиков, применяющих СНР на основе упрощённой декларации.
Предприниматель Самат Исабаев отметил, что предлагаемый запрет не решает проблему нарушений, а лишь увеличивает издержки формального бизнеса, разрушает хозяйственные связи и неизбежно приводит к росту цен.
По итогам пресс-конференции участники Налогового альянса заявили, что данные нормы не подлежат доработке и должны быть исключены из проекта нового Налогового кодекса с последующей разработкой адресных и экономически обоснованных механизмов налогового регулирования.





