Нацбанк разработал Программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора
Алматы. 11 июля. 7kun.kz - Запуск Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора РК, разработанной Нацбанком, планируется в третьем квартале текущего года. Об этом сегодня в ходе брифинга для СМИ в г. Алматы сообщил заместитель Председателя НБРК Олег Смоляков, передает пресс-служба НБ РК.
Программа предусматривает три направления: 1) поддержка системообразующего банка, 2) повышение финансовой устойчивости крупных и социально значимых банков, и 3) качественное изменение регулирования и надзора за банковской деятельностью с переходом формализованного надзора на риск-ориентированный надзор.
В Программе обозначены следующие цели – это солидарная с акционерами докапитализация банков и обеспечение финансовой стабильности банковского сектора; восстановление кредитования реального сектора экономики; осуществление бесперебойного оказания банковских услуг экономике и населению, а также обеспечение конкурентоспособности банковского сектора в рамках интеграционных процессов (ВТО и ЕЭП).
«Реализация Программы начнется в ближайшие месяцы. Сроки реализации Программы – до 15 лет, это срок, в течение которого банки должны вернуть государственные средства. При этом до 2022 года банки-участники должны сформировать капитал для покрытия своих убытков в полном объеме», – проинформировал журналистов замглавы Нацбанка.
Данная Программа, по его словам, основывается на таких основных принципах, как платность, срочность и возвратность государственных средств, добровольное участие банков и солидарная ответственность акционеров банков.
Операторами Программы (далее – Оператор) будут являться дочерняя организация Национального Банка, которая будет реализовывать механизм финансовой поддержки банков посредством предоставления денежных средств на условиях субординированного долга.
«Солидарное участие акционеров и Оператора реализуется по принципу 1 к 2, согласно которому Оператор единовременно предоставит денежные средства в размере 66% от размера докапитализации банка, а акционеры не менее 33% от размера докапитализации, – продолжил О. Смоляков. – Важно отметить, что мы оказываем поддержку крупным и жизнеспособным банкам. По итогам реализации Программы мы ожидаем, что банки решат свои проблемы с неработающими займами, которые оказывают давление на капитал и сдерживают расширение кредитование экономики. В целом в рамках реализации Программы акционерам будет предоставлена возможность поэтапной капитализации своих банков для постепенного признания своих убытков и обеспечения стабильной работы в долгосрочной перспективе».
Напомним, что Президент Республики Казахстан в своем Послании от 31 января 2017 года поручил принять комплекс мер по оздоровлению банковского сектора.
«Программа окажет поддержку капитала крупных банков, усилит финансовую стабильность и устойчовость банковского сектора возможным новым неблагоприятным внешним вызовам и факторам», – сказал он.
По его словам, пересмотр и оптимизация действующих стратегий и бизнес-моделей банков, снижение давления на их капитал в результате провизирования и списания неработающих кредитов приведут к расширению кредитования приоритетных отраслей экономики в объеме не менее 300 млрд. тенге ежегодно. «Это также предоставит возможность банкам сконцентрироваться на расширении и развитии новых эффективных банковских услуг, в том числе на развитии цифровых технологий в банковском деле, и приведет к снижению стоимости оказываемых услуг», – добавил О. Смоляков.
По состоянию на 1 мая 2017 года ссудный портфель (основной долг) банковского сектора составил 15 287,6 млрд. тенге. Займы с просроченной задолженностью составили 17,7% или 2 700,5 млрд. тенге от ссудного портфеля, при этом займы с просрочкой свыше 90 дней (NPL) составили 8% или 1 222,3 млрд. тенге. Для сравнения – на 1 мая 2014 года максимальная доля NPL составляла 33,7% ссудного портфеля. Об этом сегодня в ходе брифинга для СМИ в г. Алматы сообщил заместитель Председателя НБРК Олег Смоляков, представляя Программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора, разработанную Национальным Банком РК.
Как говорится в Программе, на рост кредитного риска в банковской системе оказывают влияние: низкое качество залогового обеспечения банков в виде имущества и денег, поступающих в будущем; договоров страхования аффилированных компаний; гарантий физических лиц и небольших предприятий. В отдельных банках доля займов с нетвердыми залогами превышает 80% их ссудного портфеля.
О. Смоляков рассказал, что отдельными банками широко практикуется предоставление льготных займов лицам, с точки зрения закона прямо не имеющим признаков связанности, но косвенно связанным с акционерами или должностными лицами банка. Возврат подобных займов находится под риском. Замораживание и откладывание решения вышеназванных проблем на более поздние сроки, как это наблюдалось в предыдущие годы, приводит к значительному нарастанию системных рисков в банковском секторе.
«Распространение этих практик стало возможным из-за множества институциональных недостатков, связанных с упущениями в работе, как менеджмента банков, так и аудиторов и оценщиков за качество предоставляемой отчетности. Для повышения достоверности банковской отчетности потребуется регуляторная работа по всем этим направлениям», – сказал О. Смоляков. А именно – усиление регуляторно-надзорного мандата Национального Банка посредством закрепления на законодательном уровне требования по оперативному контролю и применению риск-ориентированного надзора. В частности, необходимо предоставить регулятору соответствующие инструменты для принятия решений в отношении проблемных банков, включая право на мотивированное суждение о качестве его активов и требуемых провизий. А также право на применение методов реструктуризации проблемных банков по своему усмотрению. «Только в этом случае можно рассчитывать на быстрое урегулирование несостоятельных банков с минимумом потерь для государства», – резюмировал замглавы Нацбанка.
В целом, по его словам, эффективный режим урегулирования не должен полагаться на государственную поддержку несостоятельных банков или порождать ожидания, что такая поддержка будет оказана. Вместе с тем, использование государственных средств для оказания временной поддержки банков может оказаться необходимым в случае, если это будет иметь негативные системные последствия. При этом до начала использования государственных средств требуется введение прочных защитных механизмов, в том числе обеспечивающих распределение убытков на текущих акционеров, отметил О. Смоляков.