Редакция: +7 (777) 242 5522
Присоединяйтесь:

S&P улучшило прогноз отраслевого риска банков на фоне усиления регулирования АРРФР

S&P улучшило прогноз отраслевого риска банков на фоне усиления регулирования АРРФР
Пересмотр прогноза связан с усилением регулирования и надзора в последние годы.

Как сообщили в пресс-службе регулятора, среди ключевых мер Агентства по регулированию и развитию финансового рынка отмечены:

  • регулярная оценка качества активов (AQR);
  • переход на надзорную модель SREP;
  • ограничение рисков в деятельности банков и меры по контролю темпов роста потребительского кредитования.

По итогам текущего года аналитики агентства ожидают замедления роста розничного кредитования до 18-20%. S&P отмечает, что в следующем году планируется введение нового механизма по урегулированию неплатежеспособных банков, в том числе введение минимального уровня обязательств, подлежащих конвертации в капитал для системно значимых банков. Данные изменения могут повлиять на дальнейшее улучшение качества надзора.

Согласно отчету S&P, принятые АРРФР меры позволили предотвратить потенциальные кризисные ситуации и операционные сбои в банковской системе. Аналитики агентства отметили устойчивость сектора к макроэкономическим рискам, а также низкий уровень проблемных кредитов (5,5-6% в 2025 году) и высокий уровень покрытия резервами (около 55%).

В отчете отмечено, что международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings готово улучшить оценку отраслевого риска в случае дальнейшего прогресса в рамках регуляторных и надзорных инициатив.

Отметим, новый механизм по урегулированию неплатежеспособных банков заложен в проекте нового закона о банках. Глава Агентства Мадина Абылкасымова ранее отмечала, что механизм приведен в соответствие с международной практикой. Данный подход является международным стандартом и внедрен большинством ведущих финансовых регуляторов, включая ЕС, США, Великобританию.

"В случае возникновения убытков у государства их компенсация обеспечивается за счет банковской отрасли. Это отражает принцип справедливой и пропорциональной ответственности, согласно которому расходы на стабилизацию банковской системы несут сами участники рынка, а не государственный бюджет и налогоплательщики", – сообщила ранее Мадина Абылкасымова во время выступления в Мажилисе.

Новый закон о банках закладывает основу современной модели банковского регулирования и разработан Агентством под руководством главы финансового регулятора Мадины Абылкасымовой.

"Реформа банковского сектора учитывает выводы программы оценки финансового сектора (FSAP) со стороны МВФ и Всемирного банка, завершенной в 2024 году. Казахстан получил высокую оценку, обеспечив соответствие 22 из 29 Базельских принципов банковского надзора. На регуляторном уровне в 2025 году завершен переход на консолидированный надзор за банковскими конгломератами", – сообщила глава финрегулятора во время выступления на Конгрессе финансистов.

Кроме того, с января этого года введена индивидуальная надзорная надбавка к капиталу по итогам надзорной оценки, включая SREP, AQR и стресс-тестирование, увеличен консервационный буфер до 3%. Кроме того, расширено определение неработающих кредитов и вводится коэффициент левереджа на уровне 3%, что усиливает требования к финансовой устойчивости банков.

Также в новом законе расширены полномочия мотивированного суждения и повышены стандарты корпоративного управления: ключевые руководители по рискам, аудиту и комплаенсу приравнены к топ-менеджерам с требованиями к опыту и репутации.

Нововведения, заложенные в законе, будут способствовать повышению финансовой устойчивости банковской системы, приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами, развитию конкуренции и стимулированию инноваций в финансовом секторе.

Похожие материалы