
Напомним, что секьюритизация — это механизм, при котором банк (или микрофинансовая организация, или страховая, или лизинговая компания) объединяет свои активы, например кредиты, в единый пул. Выпускаются обеспеченные этими активами облигации. Инвесторы покупают такие бумаги и получают выплаты из поступлений по активам. Такой инструмент позволяет финансовым организациям привлекать фондирование, не увеличивая долговую нагрузку.
«В классическом выпуске корпоративных облигаций инвестор кредитует одну компанию и несет риск этого эмитента. В секьюритизации он вкладывается в диверсифицированный пул активов, — объясняет директор департамента структурного финансирования и секьюритизации Freedom Broker Антон Орлов. — Это снижает индивидуальный кредитный риск и делает инструмент устойчивее».
По словам Орлова, рынок обсуждал необходимость развития секьюритизации в Казахстане давно: «Попытки предпринимались, но с разной степенью успеха. Очевидно, что наш рынок все равно будет двигаться в этом направлении — на других рынках секьюритизация занимает значительную долю.
Как была структурирована сделкаВ роли оригинатора (первоначального владельца активов, которые передаются в секьюритизацию) выступила микрофинансовая организация «Фридом Кредит». На балансе МФО находится портфель потребительских микрокредитов, и из него отобрали наиболее качественные активы на сумму 1,85 млрд тенге.
Как и положено по закону, была создана Специальная финансовая компания «СМК ФФ-1». МФО «Фридом Кредит» передала специальной финансовой компании пул микрокредитов по договору уступки. После этого СФК «СМК ФФ-1» выпустила облигации на 1,1 млрд тенге, бумаги были включены в котировальный список KASE.
Облигации приносят доход 20% годовых, весь выпуск выкуплен инвесторами. Торги бумагами открыты на вторичном рынке KASE.
Как защищены инвесторы секьюритизированных облигаций«Выпуск у нас был на 1,1 млрд тенге, а при этом обеспечение по сделке – 1,85 млрд тенге, то есть здесь вы видите перепокрытие по сделке, то есть превышение обеспечения над объемом облигаций», — говорит Антон Орлов и объясняет, что структура сделки включает несколько уровней защиты.
Во-первых, согласно требованиям законодательства, пул кредитов передан в банк-кастодиан. Кастодиан проверяет корректность данных по кредитам и контролирует, как распределяются деньги. Все средства, поступающие в СФК, проходят через кастодиальное обслуживание, и компания не может использовать их иначе, чем это прописано в проспекте облигаций.
Кроме того, специальная финансовая компания регулярно отслеживает уровень просрочки по кредитному портфелю. Если доля дефолтов превышает допустимое значение, выплаты по облигациям ускоряются. Также в структуру включены триггерные ковенанты — при их срабатывании меняется порядок распределения денежных потоков внутри эмитента. «Это классический метод, который используется для защиты инвесторов в рамках сделок секьюритизации в соответствии с лучшими рыночными практиками», — комментирует директор департамента структурного финансирования и секьюритизации Freedom Broker. Контроль состояния выделенных активов проводится ежемесячно.
Дополнительно в структуре сделки предусмотрен резервный фонд, который станет финансовой подушкой в случае временных сбоев в поступлениях.
Уникальный опыт для новых сделок секьюритизацииНекоторые положения закона о проектном финансировании и секьюритизации, по словам Орлова, до этой сделки просто не применялись на практике, и, как следствие, не было прецедентов их использования. «Мы много взаимодействовали с контрагентами, прорабатывали документацию по сделке — не только эмиссионную, ведь в этой сделке заложено множество важных деталей. Постоянно велась работа с участниками сделки, строились финансовые модели, проводилась оценка активов.
Все это значительно усилило нашу экспертизу в структурном финансировании», – уверен директор департамента структурного финансирования и секьюритизации Freedom Broker.
Обладая уникальным для казахстанского рынка опытом, Freedom Broker планирует развивать направление секьюритизации и готовится к новым сделкам. Антон Орлов напоминает, что потенциальными оригинаторами могут выступать банки второго уровня, микрофинансовые, страховые и лизинговые компании, и любые другие финансовые организации, для которых этот инструмент актуален. Секьюритизировать же можно практически любые активы с регулярными выплатами — все, что формирует прогнозируемый денежный поток.
Оценочный объем рынка секьюритизации в Казахстане измеряется миллиардами тенге даже при консервативном отборе активов. Рынок кредитования РК уже имеет десятки триллионов тенге потенциальных базовых активов под секьюритизацию — по данным Национального банка, кредиты экономике в расширенном определении на 1 августа 2025 составили 46,7 трлн тг. (+23,8% г/г), по данным регулятора АРРФР, кредиты населению — 23,0 трлн тг.
Сделку Freedom Broker по секьюритизации потребительских микрокредитов можно назвать «ледоколом» для казахстанского рынка. Она показала, что секьюритизация — рабочий инструмент в Казахстане. Для финансового сектора это означает еще один вариант фондирования: банки и МФО могут продавать часть своих активов специальной компании, которая выпускает облигации и привлекает инвесторов. В более широком смысле секьюритизация поддерживает рост экономики, превращая выданные кредиты и другие активы в новые источники финансирования.