Ошакбаев отметил, что сегодня нагрузка на фонд оплаты труда в Казахстане составляет около 30%. Речь идет об отчислениях в пенсионный накопительный фонд, индивидуальном подоходном налоге, соцналоге и обязательном медстраховании.
"Мы утверждаем, что такая налоговая нагрузка с потенциальным ростом до 40% напрямую дестимулирует официальную занятость. Ведь если у человека есть опция не легализоваться и ему за это ничего не будет, то рационально действующий гражданин предпочтет эти деньги направить на свое обогащение, чем платить их государству непонятно за что. Причем неважно, работник это или работодатель", - пояснил эксперт.
Он напомнил, что в 2017 году по программе массовой занятости было трудоустроено 449,7 тыс. человек.
"У нас есть большие сомнения в этих данных Минтруда. Возможно, они основаны на информации местных исполнительных органов, но в Казахстане есть старая традиция делать эти цифры "более комфортными" для отчетности. Нам также не до конца понятны предложения Минтруда по решению проблем безработных и самозанятых", - заявил он.
Эксперт отметил, что сегодня в стране рассматривается законопроект "О легализации неформальной занятости", где предусмотрена обязательная упрощенная регистрации самозанятых. По словам Ошакбаева, здесь смущает слово "обязательная". Кроме того, чиновники обещают предусмотреть меры налогового стимулирования для тех, кто официально трудится, "но что будут представлять собой, непонятно".
"В целом наши гипотезы таковы: похоже, что никто в стране не знает, какая ситуация на рынке труда достоверна. Самозанятых потенциально может быть намного больше, чем в официальной статистике, а часть безработных может быть скрыта в неактивной части самозанятых. Группа риска – люди с низкими доходами – составляет от 2,2 млн до 3,4 млн человек. И еще: курс государства на повышение налогов, наоборот, контрпродуктивен, он дестимулирует официальную занятость", - подытожил Ошакбаев.