Шенеуніктерге "доллар" және "еуро" деген сөздері үшін айып салынар ма екен
Күллі әлемнің қаржыгерлері федералды резервтік жүйенің монетарлық саясатында болатын өзгерістерді дем шығармастан күтіп отыр. АҚШ долларының аңдамай басқан бір адымы жер шарының жартысын (соның ішінде Ресей мен Қазақстанды да) құрдымға кетіруі мүмкін.
Мұнай өндіруші елдердің экономикасы сырттан келетін доллар ағынының арқасында дамып, көп жағдайда соған тікелей тәуелді болған. Долларландыру деңгейі тым өсіп кетті. Кенеттен барлығы ояна бастайды: бірінші кезекке долларсыздандыруды шығарып, АҚШ долларын өткен күннің еншісіне қалдыру туралы ойлар туындай бастайды.
2006 жылдың өзінде-ақ белгілі ресейлік академик Евгений Велихов РФ Мемлекеттік думасының спикері Борис Грызловқа мынадай ұсыныс тастаған: шенеуніктерге "еуро" және "доллар" деген сөздерді қолданғандары үшін айыппұл салу туралы. Осылайша ресей валютасының абыройын көтереміз депті-мыс. Осы ұсынысты еске түсіріп, Ресей де, Қазақстанда да қабылдаса, еш таң қалмаймын. Сонымен бірге, аталған сөздері бар жазбалар әлеуметтік желілерде бірден өшіріліп тұрса...
Атақты ресейлік ақын Дмитрий Быков осы бастамаға "Подражение Вознесенскому" атты туындысында мынадай ілтипат білдірген:
«Я не знаю, как это сделать, но прошу, товарищ ЦК, снять названия чуждых денег из российского языка. Стыдно нам, прожившим десятки не особенно лёгких лет, слышать в долларах сумму взятки. Что, российской валюты нет? Предлагаю публично высечь, как всегда велось на Руси, тех, кто требует десять тысяч евробаксов. В рублях проси! Я не враг самой взяткодачи — здесь безрукий и то берёт. Так бери, раз нельзя иначе, но хотя бы как патриот!
Я двумя руками за Велихова. Я люблю боевых мужчин. Поощрить бы на самом деле кого — так его, за лучший почин. Я просил бы без спора долгого эти штрафы ввести в стране: брать за «доллар» — в размере доллара, а за «евро» — ву компрене*. И тогда мы в случае лучшем, контролируя наш бомонд, всех от импортных слов отучим! Ну а в худшем — треснет Стабфонд.
Пусть Губенко воюет с матом и с картинками неглиже — с этим вызовом мелковатым разбирался я тут уже. Но такого, братцы, шедевра от мыслителя-чудака, как запрет на доллар и евро, мы не видывали пока. Чтоб упрочить здесь гигиену и очистить родимый край, я еще запретил бы иену — лира ладно, лира пускай. А ещё мне очень противно, добавляю комплекта для, украинское слово «гривна», ибо гривна больше рубля.
Как поэт, я считаю долгом заявить в стихах, господа, что противного слова «доллар» не любил вообще никогда. Я желал бы добавить гневно, что и к евро я не добрей: в неприязненном слове «евро» «невро» слышится и «еврей». То ли дело родимый рублик! Это врут, что он невелик. В нём мне слышится слово «бублик», слово «облик» и слово «блик». В нем и привкус котлеты рубленой, и трубы водосточной жесть, и от русской жизни загубленной в нём пронзительный призвук есть…
Пусть Госдума выше возденет этот велиховский призыв. Уберите Франклина с денег, пальцем Западу погрозив. Наша фирма не вяжет веников и не любит западных слов. Пусть на долларе будет Велихов, а на евро, скажем, Грызлов. Это больше иранской бомбы удивит заграничный люд.
Баксы делать из этих лбов бы — твёрже не было бы валют!»